Please reload

Recent Posts

9 апреля тренинг-хит "Потоковая эффективность в условиях многозадачности"

March 27, 2019

1/1
Please reload

Featured Posts

Как быстро разработать новый тренинг - мои главные секреты

September 16, 2015

Решила написать этот пост, т.к. в некотором смысле я уже профи по разработке новых тренингов. Заказчики часто говорят мне, что мои программы обучения не похожи на курсы, к которым они привыкли - более насыщенно, новые упражнения, новые интерпретации знакомых инструментов и т.д.. Дело в том, что я никогда не работала в Корпуниверситете и внутри тренинговой компании, поэтому все свои программы мне приходилось изобретать с нуля (негде было стащить, причина банальна). В некотором смысле, поговорка "голь на выдумки хитра" как раз про меня. 

 

Например, прямо сейчас у меня в разработке 5 разных программ обучения для дальнейшей передачи другим тренерам: 3 очных и 2 дистанционных. Раньше мне казалось, что создание новой программы требует месяцев. Сейчас я готовлю тренинги как горячие пирожки. Например, текущий заказ на разработку и передачу 5 программ (!) я выполняю за 1 (!) месяц.  Кстати, через несколько дней я должна буду передать результаты этого проекта заказчику. Когда мои коллеги тренеры узнают, за какой объем работы я берусь в такие сроки, они искренне открывают рты от изумления, т.к. только тренер по-настоящему понимает, какой огромный это объем работы. Итак, я решила поделиться незамысловатыми секретами своего подхода к разработке и передаче программ тренингов

 

Для начала о конечном продукте. Разработка очного двух-дневного бизнес тренинга, включает в себя:

  • Разработку концепции тренинга

  • Разработку детального сценария с репликами для ведущего тренинга (по объему это 30-70 страниц мелким шрифтом).

  • Создание опорной презентации

  • Создание раздаточного материала

  • Подготовка видео-роликов или иных дополнительных материалов к тренингу

 

Укрупненный алгоритм, как я это делаю:

 

  1. Формулировка идеального конечного результата тренинга. В этом помогает заказчик, но я обычно всегда добавляю важные для программы критерии идеальности, например: участники должны удивиться (чтобы тема не звучала тривиально), искренне захотеть внедрять в практику изменения, должны почувствовать результаты применения уже в ходе обучения  и т.д.. Чтобы уточнить конкретные навыки и знания, развиваемые в ходе программы, я обычно делаю табличку "до" и "после": своими словами описываю состояние участников в отношении данной темы до обучения и после него. 

  2. Определение задач тренинга. Здесь я отвечаю на вопрос "Что должны чувствовать, знать, уметь, хотеть участники, чтобы достичь идеального конечного результата?". Для удобства, я создаю многоуровневую структуру задач тренинга в виде майнд-мэп. Предпочитаю  на данном этапе пользоваться большим листом от блокнота для флипчарта и ручкой, а не специальными программами на компьютере. Кстати, эти формулировки задач пойдут потом в программу тренинга как формулировки промежуточных результатов (обычно это специальная колонка в сценарии тренинга) и как основа для выводов после каждого тренингового блока.

  3. Генерация и сбор идей, как можно решить каждую задачу. Обычно я набрасываю 2-6 идей решений на одну задачу. Физически я пишу описание решения на стикере и клею к названию соответствующей задачи. Решения бывают разные по длительности и по формату (от видео-сюжета на 2 минуты до теоретического блока или игры на 1 час).  Чтобы найти решения рекомендую использовать все известные вам способы генерации идей (я на эту тему веду программы обучения, поэтому у меня навык поставлен хорошо, если у вас этого навыка нет, делайте акцент на привлечении помощи со стороны или изучайте решательные инструменты - это хорошая инвестиция в свое развитие) + обязательно привлекать коллег и друзей, чтобы они помогали в мозговом штурме. Один в поле не воин! Плюс, я использую свою библиотеку решений (об этом чуть ниже). Для меня это самый длинный этап разработки, занимает примерно 2-7 дней. Одновременно с генерацией идей я читаю статьи, специальную литературу, погружаюсь в тему. А еще мне очень помогает чтение своих собственных программ на другие темы - там я обычно черпаю вдохновение в механике тренинговых упражнений (какого типа активности в принципе бывают, как они связаны друг с другом).

  4. Разработка сценария тренинга. Сценарий будет многократно переписываться и уточняться, поэтому на данном этапе лучше записывать все, что приходит в голову, потом наведете лоск. Вы выбираете лучшие решения для каждой задачи (отвечая на вопрос: это лучший способ получить результат? А можно ли еще быстрее и глубже получить тот же результат? ), определяете длительность и формируете мостики-связки между блоками и под-темами.

  5. Разработка презентации. Скажу честно, эту работу я отдаю на суб-подряд, т.к. это техническая работа. Я просто отдаю сценарий, комментирую, что хочу видеть на слайдах. И специально-обученный человек готовит слайды. Обычно это занимает 1 полный день, максимум 2. Бывает, трудно найти толкового исполнителя, поэтому, иногда эту работу делают два человека: сначала один делает структуру слайдов со всем содержимым, а потом включается дизайнер, который уже наводит красоту: грамотно оформляет все схемки, таблички, текстовые блоки и картинки. Два человека стоят дороже, но если сроки поджимают, я не экономлю.   

  6. Одновременно с разработкой презентации я дописываю сценарий тренинга, включаю туда все реплики ведущего. Иногда заказчик не против, чтобы конкретные реплики появлялись после пилота, а не в самом начале. Если так, то тогда на пилоте у меня сидит ассистент, именно он записывает все фразы, добавляет в сценарий. Обычно каждая тренинговая активность описывается по универсальной схеме: (Мостик от предыдущего упражнения, Мотивация (как заинтересовать участников),  Инструкция,  Пример,  Действие,  Вывод,  Мостик к практике (как перенести вывод в практическую плоскость)).

  7. Разработка раздатки. И тут я снова отдаю работу другим исполнителям. Имея гайд тренера и качественную презентацию +  стандартный красивый шаблон раздаточного материала, можно выполнить этот этап за несколько часов (обычно 3-5 часов).

  8. Сбор итоговой папки тренинга и подготовка к передаче. Когда все готово, я открываю одновременно сценарий, раздатку и презентацию и прохожусь вниманием по каждому блоку. Где-то правлю формулировки, где-то меняю последовательность. Обычно эта выверка занимает целый день - много мелочи, требующей внимания.

 

Также могу поделиться опытом: уже несколько лет собираю библиотеку решений для тренинговых активностей. Обычно это перечень технических решений, как тренер может взаимодействовать с участниками и фишки для активизации групповой динамики безотносительно конкретной темы. Например:

- тип упражнения-цепочка, когда участники дополняют последовательно друг друга, 

- тип лекции "Стори-телинг", когда тренер выклеивает карточки, иллюстрируя ключевыми словами свое повествование

- различные формы работы в группах (стабильные группы, группы с последовательным сменом состава внутри одного упражнения, группы, сформированные по принципу изначально схожей позиции участников и т.д..)

Использование идей этой библиотеки помогает ювелирно продумать тренинг, углубляясь на уровень поминутного описания сценария. 

 

Точно также, кстати, я собираю приемы визуализации для слайдов и раздатки, собираю красивые картинки и т.д.. Иногда я фотографирую объявления или плакаты, где красиво и наглядно что-то описано (например, как визуализировали список из 4-х пунктов, или как разместили на листе 2 больших куска текста). У меня собственное дизайнерское мышление не очень хорошо развито, поэтому в данном случае я откровенно тащу чужие идеи. К сожалению, без этой "накопительской активности" разработка будет занимать реально много времени и качество результатов будет ниже. 

 

 

Итого, лично моего времени на качественную разработку одной программы уходит примерно 3-7 дней. Можно даже это время сэкономить, если буквально к каждой задаче привлекать других людей. Проще оплатить 3 часа работы 2 тренеров (или пригласить их по дружбе) и получить десятки идей по тренингу, чем тратить несколько дней, на то, чтобы все придумать самому. Даже если их идеи не будут идеальными, они могут вдохновить на что-то новое. Обычно на рынке гуляют одни и те же тренинговые игры и лекционные блоки. Я их не люблю, если честно, от них многие продвинутые участники обучения зевают. Поэтому даже известные игры и теоретические вводные я стараюсь обыграть как-то по-новому. 

 

Итого, мои три главные секрета быстрой разработки новых программ тренингов:

  • Фокус внимания на результате: от ИКР (идеальный конечный результат) к промежуточным результатам - в ходе всей разработки - от начала и до конца! Мое внимание постоянно находится на результате!

  • Привлечение других людей везде, где это только возможно!

  • Создание и использование библиотеки решений.

Не знаю, будет ли кому-нибудь эта заметка полезной. Поделилась своим опытом несколько сумбурно, как смогла... а сама пошла возвращаться к одной из текущих 5-ти программ... :) Заказчик опять уточнил (а вернее будет сказать, изменил) вводные и акценты, буду переписывать :) Ох уж эти заказчики... 

 

 

Please reload

Follow Us
Search By Tags